17-я стрелковая Бобруйская Краснознаменная дивизия
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Воспоминания [0]
Анализ документов [0]
Краеведение [0]
Исследования [0]
17 стрелковая Краснознамённая Бобруйская дивизия [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

К вопросу о переводе документов в статье «Еще раз о полковнике П.С.Козлове...» [1]

Статью «Еще раз о полковнике П.С.Козлове...» написала Г.Я. Грин, под никнеймом «gal 1» (далее Автор).
В моей статье будет показано, как неточный перевод и игнорирование других документов послужили основой для ошибочных выводов Автора в указанной статье.

Рассмотрим внимательнее документ от 28.11.41 [2], о котором шла речь.
Начальный лист документа:
Разведотдел 9-й А, штаб-квартира армии 28.11.1941
«2-е исправление и дополнение к перечню соединений Красной Армии, которые полностью или частично встречались перед фронтом 9-й Армии или ее крыльями в период с 22.6.41»
На листах 1 и 2 указаны части, которые были перед 9-й армией:
Стр 6 (страницы нет) 22-я армия…
Стр 7 (страницы нет) 30-я, 31-я, 32-я армии …
Стр 11 (страницы нет) 29-й ск
Стр 15 (страницы нет) 1-я гв сд
Стр 19 (страницы нет) 4-я гв сд
Стр 28 18-я дно
Стр 36 (страницы нет) 38-я авиадивизия»


В документе страниц 3-20 нет, 21-30 – есть, 31-36 – нет (нумерация страниц по документу).
Т.е. очевидно, что в документе был полный список частей, встреченных перед ГА Центр, в котором разведотдел 9-й армии выделил части, имеющие к ней отношение.
Все остальные части находились перед 4-й и 2-й армиями, входившими в состав ГА Центр.
Далее рассмотрим стр. 27 документа, перевод которой есть в статье Автора и разберем начало перевода.

Стр.27 документа. Стрелкой указана точка с запятой.

Перевод второй строки, приведенный Автором (существенная ошибка):
«Командир: полковник Козлов, арестован 24.10 41 командующим 43 Армией из-за самовольного отхода дивизии с позиций на Протве, приговорен к смерти»

Сначала смотрим на точку с запятой (указана стрелкой на приведенном выше фрагменте страницы 27). Точка с запятой означает, что это 2 разных предложения, в которых речь идет о полковнике Козлове. Поэтому правильный перевод:
«Командир: полковник Козлов, пленен 24.10 41;
Командующим 43-й армии из-за самовольного отхода дивизии с позиций на Протве приговорен к смерти»


Во втором предложении речь идет также о п-ке Козлове, т.к. между предложениями стоит точка с запятой.
Отметим, что в документе не указано место пленения, что может означать, что его опознали уже на сборном пункте, также как Якова Джугашвили, который попал в плен 16 июля, а был опознан и выдан немцам только 17 июля на сборном пункте. Точная дата пленения Якова появилась уже в последующих документах, после того как он подписал установочные данные о себе, где было указано, что он попал в плен 16 июля.
Дата и место пленения Козлова также не указаны и в документах 34-й пд, на участке которой он попал в плен, что может указывать на ту же причину.
Дата и место пленения будут разобраны ниже.
Цитирую далее (несущественная ошибка):
«Нынешний командир: бригадный генерал Любарский»

Перевод цепочки существительных «Brig.Gen.» начинается с конца, поэтому правильный перевод:
«Нынешний командир: комбриг Любарский» (командующий бригадой, в тексте документа Любарску, А.М.).

Цитирую далее (существенная ошибка):
«Боевой дух дивизии низкий…»

Про боевой дух (Kampfgeist, Kampfmoral, Streitlust) в тексте нет ни слова, поэтому более точный перевод:
«Дивизия не слаженная (или не кадровая), дословно не воинственная»

Такой перевод сделан на основании контекста, который вытекает из документов самой 17-й сд. Информацию о состоянии дивизии немцы получали из опросов пленных после первых же боев, а впоследствии из захваченных документов штаба дивизии. Рассматриваемый немецкий документ датирован 28 ноября и является вторичным, обобщающим информацию о противнике, полученную с 18 октября. Из дневного донесения 34-й пд от 19 октября известно, что только за этот день было взято в плен 130 человек, в основном из 1312-го сп 17-й сд [37].
Очевидно, что на первых же допросах, пленные говорили о прибытии в дивизию в составе маршевых рот всего несколько дней назад, из чего немцы обязаны были сделать вывод, что им противостоит не обученная, не слаженная, не кадровая дивизия. Как будет показано ниже, прибывшее с маршевыми ротами пополнение составило более 50% личного состава дивизии, находящегося на передовой. (Всего на 24:00 16 октября в дивизии было 4469 человек, из них 582 человека комначсостав, а с маршевыми ротами прибыло около 2000 человек).

Далее анализируем приведенные в документе данные по существу.
«До 18.10.41 дивизия подчинялась 33-й Армии, а с 18.10.41 – 43-й Армии. В ней (дивизии) танков нет. 15.7.41 дивизия находилась в Москве, 30.7.41 – в Спас-Деменске, 29.8.41 – в Лубунь и 1.9. в Вязьме. Она в боях в Вязьме 4.10.41 имела 50% потерь»

Комментарий: поскольку я занимался октябрьскими боями, то буду комментировать события именно этого периода времени. Итак: 17-я сд никогда не вела бои в Вязьме, поскольку отходила вдоль Варшавского шоссе, минимальное расстояние от которого до Вязьмы около 70 км по прямой. Это подтверждено архивными документами как самой дивизии [3], так и данными немецких частей.
По данным 17-й сд 4 октября она находилась в р-не Любуни (около 100 км южнее Вязьмы), а затем отступала вдоль Варшавского шоссе.
Здесь приведу документы немецких частей, относительно 17-й сд. Тексты документов были уже опубликованы мной в статье о 7-й дно [4]. Там же было доказано, что в донесении №111 ОКХ по 4-й армии [5] 7-я сд указана ошибочно, это была 17-я сд:
«2) Подтверждены:
149-я сд – в составе 479-го, 568-го и 744-го стрелковых полков и 314-й ап по обе стороны шоссе Рославль – Москва; 1 – 1
113-я сд – на рубеже р. Снопоть;
17-я рез. сд (в тексте документа 7-я сд, А.М.) – на шоссе Рославль – Москва;
8-я рез. сд – перед фронтом 20-го ак. Это еще одна дивизия из состава 32-й рез. армии;
222-я сд – перед фронтом 20-го ак. Дивизия сильно потрепана и не является полноценным в боевом отношении соединением»


Другие оперативные документы 4-й армии, ГА Центр и ОКХ.
4 октября разведотдел 4-й армии подал три донесения, в двух из которых приведены номера частей перед 4-й армией:
- в 7:10 упомянуты: 21-я, 113-я, 149-я, 53-я и 217-я сд, 148-я тбр [6];
- в 12:30 упомянуты: 21-я, один полк 17-й, 5-я (она же 113-я, А.М.), один полк 8-й, 9-я сд. По дороге Рославль – Москва указано действие одной резервной дивизии (17-й сд), у которой была захвачена карта полка [7].
В донесении разведотдела ГА Центр указаны части, которые были установлены перед 4-й армией [8]:
«…Перед 4-й тгр 4 части: 21-я рез сд, 113-я рез сд, 149-я сд, 53-я сд;
Перед 7-м ак: 148-я тбр, 17-я рез сд и 8-я рез сд»


В сводке о противнике №5 разведотдела 4-й армии по состоянию на 16:00 (мск) 5.10.41 [9]:
«Перед фронтом наступления армии установлены:
Ранее установлены: 217-я, 53-я со 148-й тбр, 211-я и 222-я сд
Новые части:
Перед 4-й тгр и 7-м ак:
21-я рез сд
17-я рез сд со стр. полком согласно трофейной карте
113-я рез сд
127-я сд восточнее Юхнова..
Состав 43 и 24 русских армии, а также 33 и 32 рез армий:
43 А: 53, 211, 222 сд, 149, 113 сд (согласно трофейной карте)
24 А: 106, 303, 19, 103, 309, 129, 229, 73 сд, 102 тд
33 рез А: 5, 9, 10, 21 сд, из них 5, 9, 21 сд действовали перед 4 А
32 рез А: 2, 7, 8, 13, 18»


К донесению прилагалась карта установленных частей.

Карта установленных частей Резфронта на 16:00 (мск) 5.10.41 разведотделом немецкой 4-й армии.

В донесении ОКХ №112 от 5.10.41 упоминается 17-я сд в районе Спас-Деменска [10].

Цитирую далее перевод исходного документа в статье Автора:
«Она была пополнена в Угодском заводе на Угре (a.d.=auf der) (правильно Протве – Г.Г.) из остатков 221-й и 8-й стрелковых дивизий, а также одной маршевой ротой из Сибири 10.10.41»

Комментарий: согласно документам дивизии, полковник Сафир, исполнявший дела командира 17-й сд, отдал приказ о переводе на новое место сосредоточения Угодский Завод 13.10.41 [11]. До 13 октября дивизия находилась в Машкове (16 км севернее Угодского Завода)
Т.е. 17-я сд находилась в Угодском Заводе с 13, а не с 10 октября, при этом была пополнена с 14 по 16 октября, как минимум, 18-ю маршевыми ротами, а не одной, как указано в исходном немецком документе.
Расчет пополнения маршевыми ротами простой: 4 маршевые роты политбойцов (всего 397 человек) прибыли 14 октября, после чего на 12:00 в дивизии стало 2423 человека [12] (1463 человека 211-й и 8-й сд, прибывшие 14.10.41, включены в это число [13]).
На 24:00 16 октября в составе дивизии было 4469 человек [14]. Откуда следует, что с 12:00 14 октября и до 24:00 16 октября в дивизию прибыли 2046 человек, из них 90 саперов, т.е. с маршевыми ротами прибыли 1956 человек. С учетом того, что в маршевой роте было 130 [15] – 140 [16] человек, то получится 14-15 маршевых рот. Складываем с 4-мя ротами политбойцов, прибывшими 14 октября, и получаем, что 14-16 октября прибыло 18-19 маршевых рот.

Вывод. Данные немецкого документа о нахождении 10 октября 17-й сд в Угодском Заводе и пополнении дивизии одной маршевой ротой недостоверны.

Цитирую исходный документ далее.

Отметим следующие моменты.
При формировании дивизии в ее состав входил 980-й ап, который указан в составе дивизии на 13 октября, но не указан в этом документе.
868-й ап пто начал формирование 16.10.41, согласно перечню 13. В приказах штаба артиллерии и сводках 43-й армии до 30 октября 868-й ап пто не упомянут.
Впервые 868-й и 869-й ап пто, сформированные с разницей в один день упоминаются в документах 43-й армии 31 и 30 октября:
- 868-й ап пто упомянут в п.5 боевого приказа №8/оп от 31.10.41 в 6:00 [17]:
«р-н Стремилово (14 км вост Тарутино, А.М.) ген м-р Селезнев средства 868-го ап пто…»

- 869-й ап пто упомянут в п.7 боевого приказа штаба артиллерии 43-й армии 30.10.41 в 14:15 [18].
Однако уже в сводке 43-й армии за 31 октября указана следующая артиллерия 17-й сд [19]:
«1-й д-н 320 пап в р-не леса 1 км вост Высокое, 980-й ап – матчасти не имеет, штадив Булычево»

Вывод: сведения о 868-м ап пто не могли попасть к немцам ранее 31.10.41, что автоматически исключает полковника Козлова из числа тех, кто мог предоставить такие данные немцам.

876-й и 878-й ап пто являлись полками армейского подчинения (33-й армии), на 20 сентября имели на вооружении по 20 зенитных орудий 76 или 85 мм [20]. По состоянию на 23 сентября 876-й ап пто был придан 17-й сд, 878-й ап пто – 1-й сд [21]. К моменту выхода в р-н Угодского Завода, вероятно, оба полка уже были без матчасти.
13 октября 17-й сд дивизии был придан 876-й ап пто, что подтверждается приказом дивизии на 13:10 [22], а также другими документами дивизии.

Далее сведем в таблицу данные о личном составе и вооружении 17-й сд, полученные из документов самой 17-й сд на 16 октября [23], анализируемого немецкого документа и данные о составе стрелковой дивизии сокращенного штата по состоянию на 27.9.41 [24].

* в документе 17-й сд указаны 193 РПД. Я посчитал, что в данном случае речь идет о ДП (Дегтярев пехотный), а не о пистолете-пулемете ППД, аналоге ППШ с пистолетной пулей, хотя в списке боеприпасов указано, что для РПД есть только 1.400 патронов, тогда как для ДП используется обычный винтовочный патрон, которых в дивизии было 311.000. Т.е., в данном случае, я завышаю оборонительный потенциал 17-й сд.
Анализируем данные таблицы. Представляется весьма странным, что в документе немецкой разведки 17-я сд, в которой было менее 40% личного состава, имела на вооружении тяжелых пулеметов в 1.7 раза больше, а легких пулеметов в 3.3 раза больше, чем укомплектованная по штату дивизия. При этом я не акцентирую внимание на расхождениях в количестве орудий артиллерии и минометов.

На основании сказанного выше, каждый может сделать вывод, были ли получены столь «точные» данные от полковника Козлова или эти данные немцы получили из источников с разной степенью информированности, вплоть до полной недостоверности.

С учетом всего вышесказанного вызывает недоумение фраза из статьи Автора:
«…но ни об одной части нет таких подробных и точных сведений, как о 17 стрелковой дивизии. Сведения немцам предоставил тот, кто знал о ее и первом, и втором формировании с точным указанием численности, наименования вновь вошедших частей и количестве вооружения у каждого солдата. Это вряд ли мог знать рядовой боец или младший командир. Судя по тому, что в этой разведсводке была точно указана причина ареста командира дивизии Козлова, сведения эти давал сам Козлов. Он сообщил последние сведения, известные ему»

Исследователь, который написал подобную фразу, не смог разобраться, что приведенные в немецком отчете данные слишком неточны, чтобы приписывать их командиру дивизии. Более того, такие данные мог дать только человек, который не имел представления о штатном составе и вооружении дивизии. Совершенно очевидно, что такие данные не мог дать ни один офицер 17-й сд. Вероятно, это сделал переводчик, который работал с захваченными документами 17-й сд, и которому не могло прийти в голову, что стрелковая дивизия может иметь на вооружении всего 4 пушки 76 мм. Поэтому он и написал, что это вооружение, включая пулеметы, находится в каждом полку, а не в дивизии в целом.
Раз уж зашла речь о вооружении 17-й сд, то есть смысл изучить количество боеприпасов, которыми располагала дивизия для предстоящих боев. В таблице, приведенной ниже, сведены данные из оперсводки №5 в 12:00 16.10.41 [25], а также приведен 1 боекомплект для соответствующего вооружения [26] и приведены расчеты.

* боекомплект для ДТ (танкового), т.к. данные для ДП не найдены
** в дивизии было 582 человека комначсостава, согласно этой же оперсводке
*** по аналогии с 107 и 122 мм гаубицами

Данные, рассчитанные в таблице, говорят о том, что боеприпасов для стрелкового оружия в дивизии было менее 50% боекомплекта.
Можно считать, что ППШ в дивизии не было, т.к. в наличии было по 1.8 патрона на пистолеты комначсостава и ППШ.
По 107 мм минометам дивизия была обеспечена почти боекомплектом, а 4 орудия 122 мм имели 3/4 боекомплекта.

Отсутствие боеприпасов в 17-й сд на 8:00 20 октября подтверждено п.3 донесения №22 штарма 43 [27]:
«17 (сд) в 8:00 донесла, что под давлением противника начала отход в направлении Угодский Завод – Тарутино. Дивизия не имеет горючего, продовольствия и боеприпасов. Приказано во что бы то ни стало фронт 17 сд удерживать, положение восстановить»

С учетом вышесказанного об отсутствии боеприпасов и горючего, кажется чудом, что 17-я сд продержалась на фронте шириной более 20 км с вечера 18 до утра 20 октября, имея против себя 34-ю пд, усиленную дивизионом штурмовых орудий и дивизионом тяжелых орудий (оба корпусного подчинения). Вечером 19 октября к атаке на позиции 17-й сд присоединилась 98-я пд противника в промежутке между Варшавским шоссе и 34-й пд.

Теперь вернемся к вопросу о дате пленения полковника Козлова. Рассмотрим все доступные на сегодня документы:
1. Вечернее донесение РО 4-й армии в ГА Центр от 24 октября в 18:15 [28]:
«12-й и 13-й ак донесений не поступало.
…2281 пленный, 10 танков, 51 орудие, 6 пво, 23 пто.
К-р 17 сд пленен»


2. Донесение 4-й армии в Га Центр в 18:20 от от 24 октября [29]
«... к-р 17 сд пленен...»

текст донесения

3. Дневное донесение (прил.47) 34-й пд в 12-й ак от 24 октября в 20:40 [30]
«80-й пп выс.вост Климовка, 253-й пп атакой против пр-ка на полевых позициях правым б-ном р. Черничку (в тексте Чернышку, А.М.) с-з Покровское перешел, левым б-ном на московском шоссе реку Черничку занял.
К-во пленных за 23 и 24.10: 600
к-р 17 стр.дивизии (перебежчик)»


4. Донесение 12-го ак в 4-ю армию от 24 октября в 22:15 [31]
«… пленных 913, среди них к-р 17 сд»


5. Доклад о действиях РО 34-й пд за период 1-31.10.41. Документ датирован 10.11.41 [32]
Фрагмент за 24.10.41:
«Против упорного сопротивления пр-ка заняли 80-й и 253-й пп р-н Чернички. Пр-к обороняется с поддержкой артиллерии и минометов и РС.
К-р 17-й сд взят в плен как перебежчик. Из захваченных документов следует, что 17-я и 53-я сд на 22.10 имели задачу вернуть Тарутино и обороняться до самопожертвования. К-р 17-й сд был разжалован и подлежал расстрелу, т.к. он р-н Протвы не удержал.
Русская авиация в последнее время усилила действия с бомбардированием и обстрелом из бортового вооружения»


6. Исходный документ Разведотдела 9-й армии от 28.11.41 [33]:
«Командир: полковник Козлов, пленен 24.10 41;
Командующим 43-й армии из-за самовольного отхода дивизии с позиций на Протве приговорен к смерти»


Только в двух документах из шести полковника Козлова назвали перебежчиком, причем в документе от 11 ноября разведотделом 34-й пд он прямо назван перебежчиком, тогда как в первичном документе 34-й пд от 24 октября слово «перебежчик» стоит в скобках.
Во всех шести документах (период 24.10-28.11) не хватает указания места, где был пленен командир 17-й сд, а в пяти документах из шести (период 24.10-10.11) не указаны фамилия и звание. Поскольку последующие командиры дивизии Любарский и Селезнев в плен не попали, то в 5 предыдущих документах может идти речь только о полковнике Козлове.
Место пленения Козлова указано на учетной карте военнопленного [34] – Тарутино (в тексте карты Торучено, а ранее я указывал на Тимашево, но после анализа более качественного изображения пришел к выводу, что это Тарутино).
Расшифровка слова Торучено.
Верхнее слово Weissrusse, из него берем буквы "r" и "u"
Среднее по высоте слово Landwirtschaft, из него берем букву "r"
Тогда нижнее слово получаем Torutschen.../Torutschew..., т.е. Тарутино.
Полагаю, что учетная карта военнопленного полковника Козлова является достоверным документом, т.к. лагерный номер 367-9333 на фотографии Козлова совпадает с номером, указанным на самой карте – шталаг 367 № 09333

В данной ситуации надо рассмотреть обстановку на 24 октября. Для этого вполне достаточно карты Генштаба ОКХ [35], фрагмент которой приведен ниже.

Фрагмент карты Генштаба ОКХ на 24 октября. Желтым подчеркнуты Тарутино и Черная Грязь, Тимашево указано.

Взятие в плен в Тарутине 24 октября выглядит не очень убедительно, т.к. это уже тыл немецких войск. Однако, если ориентироваться на пленение 20 октября, то можно сразу сказать, что полковник Козлов не был перебежчиком, т.к. в этом случае не было необходимости скрывать свою личность до 24 октября, когда он был опознан и выдан немцам. Более того, человек, который опознал его как командира дивизии, не знал его фамилии и звания, а документов, по всей видимости, у Козлова на тот момент не было и немцы не могли документально подтвердить, что взяли в плен полковника Козлова. Именно поэтому во всех документах 24 октября - 11 ноября нет установочных данных Козлова.
В этом случае выглядит логичным отсутствие места пленения в донесениях 24 октября, т.к. он попал в плен, вероятно, в солдатской шинели и был отправлен вместе с остальными пленными на сборный пункт в районе Тарутина.
Взятие в плен в Тарутине согласуется с донесением 43-й армии [36]:
«Докладываю только что полученное донесение от 17 сд. Одновременно сейчас докладывается командарму: шифровка №2247 из 17 сд 20.10.41 15:45. принято 20:10 16:28…командарму Голубеву.
К 15:00 20.10.41 17 сд вышла с боем, сохраняя матчасть, р-н Тарутино. Часть артиллерии, прикрывавшая пехоту, в движении Литашево. Тарутино пр-к р-не Белоусово, Оболенск, Верховье до мотодивизии. Белоусово до 70 танков направлении Варшавское шоссе и Угодский Завод, Черная Грязь, Лыково мотополк пр-ка и 20 танков. Снаряды отсутствуют, горючего нет, меры обеспечения принимаю и прошу оказания помощи. Приказ получен 14:25 20.10. Тарутино, Козлов, Яковлев»


Стоит ли подпись Козлова на этом донесении или нет, можно было бы проверить по самому донесению 17-й сд, которое мне пока не попадалось.

Следующий вопрос, который возникает по отношению к термину «перебежчик» – где протокол допроса, отчет о допросе или, по крайней мере, упоминание факта проведения допроса?
Ни в одном из представленных документов за период 24 октября 28 ноября нет упоминания факта проведения допроса, а данные в документе от 28 ноября, как было показано выше, являются неточными или просто недостоверными и не могли быть получены от командира 17-й сд.
Например, подполковника Мозгового, взятого в плен 16 октября, допросили в тот же день, и он наговорил на 5 страниц машинописного текста, да еще подписал воззвание к бойцам и командирам Красной Армии сдаваться в плен. А израненного генерал-лейтенанта Лукина, которого взяли в плен 15 октября и в тот же день ампутировали ногу, допросили уже 16 октября.
Командир 17-й сд, в данной ситуации, представлял гораздо больший интерес для разведки, т.к. и Лукин, и Мозговой были взяты в плен в окружении и данные, которые надеялись от них получить, касались только подтверждения сведений, полученных ранее, тогда как от Козлова можно было получить свежую информацию для использования в предстоящих боях.
Таким образом, полагаю, что первое предположение о том, что полковника Козлова опознали уже на сборном пункте 34-й пд и выдали немцам 24 октября, выглядит наиболее реалистичным. Тогда указание слова «перебежчик» в скобках в документе 34-й пд от 24 октября означает, что именно перебежчик указал на Козлова, как на командира 17-й сд и выдал его немцам, а попал он в плен 20 октября, но в каком месте, это еще предстоит выяснить.
В пользу этого говорит следующий документ: карта расположения войск Генштаба ОКХ на 20 октября из которой видно, что на 20 октября 98-я и 34-я пд заняли позиции уже на восточном берегу Протвы и вполне вероятно, что полковник Козлов именно в этот день попал в плен в р-не обороны 17-й сд.

Фрагмент карты расположения войск по данным Генштаба ОКХ на 20 октября

Источники
http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1612/
2 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 250 ЛЛ. 83, 84, 91
3 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 ЛЛ. 6-8
4 А.Милютин 29-я сд (7-я дно), действия 4-13 октября https://aldr-m.livejournal.com/19682.html
5 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12451 Д. 293 Л. 122
6 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 213 Л. 73 об.
7 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 213 Л. 75
8 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 213 Л. 79
9 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454, Д. 245 ЛЛ. 306-308
10 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12451 Д. 293 Л. 115
11 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 ЛЛ. 2-3
12 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 19 Л. 6
13 Там же
14 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 ЛЛ. 18, 19
15 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 Л. 15
16 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 19 Л. 13
17 ЦАМО Ф. 208 Оп. 2511 Д. 114 Л. 506
18 ЦАМО Ф. 398 Оп. 9308 Д. 8 Л. 24
19 ЦАМО Ф. 208 Оп. 2511 Д. 114 Л. 651
20 ЦАМО Ф. 219 Оп. 679 Д. 28 Л. 4
21 ЦАМО Ф. 219 Оп. 679 Д. 4 Л. 138
22 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 Л. 2
23 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 ЛЛ. 41-42
24 ЦАМО Ф. 219 Оп. 679 Д. 26 Л. 164, На подвиге №60085642
25 ЦАМО Ф. 388 Оп. 8712 Д. 4 ЛЛ. 41-42
26 ЦАМО Ф. 219 Оп. 679 Д. 7, на Подвиге №60081939
27 ЦАМО Ф. 209 Оп. 2511 Д. 113 Л. 113, 113 об
28 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 246 Л. 72
29 NARA T-312 R-147 F. 7687231
30 NARA T-315 R-877 F. 0393
31 NARA T-312 R-147 F. 7687234
32 NARA T-315 R-876 F. 0520
33 ЦАМО Ф. 500 Оп. 12454 Д. 250 ЛЛ. 83, 84, 91
34 Ссылка на изображение http://www.sgvavia.ru/forum/79-6110-74
35 Карты доступны для скачивания на сайте http://www.wwii-photos-maps.com/new_home_page_-_071216_006.htm
36 ЦАМО Ф. 208 Оп. 2511 Д. 113 Л. 283
37 NARA T-315 R-877 F. 0380



Источник: https://aldr-m.livejournal.com/23090.html
Категория: Мои статьи | Добавил: cjdeirf (02.03.2018) | Автор: Александр Милютин
Просмотров: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz